Александр Карпов, Зеленодольский завод: "Если будет сбалансированная цена, мы готовы взяться за любые проекты"


Генеральный директор АО "Зеленодольский завод имени А.М. Горького" Александр Карпов рассказал порталу Sudostroenie.info в ходе форума "Армия-2019" о текущих оборонных заказах, результатах импортозамещения и планах по развитию гражданского судостроения.

– Александр Николаевич, какие проекты Зеленодольский завод представляет на форуме в этом году?

– На "Армии-2019" мы представляем пограничный сторожевой корабль проекта 22100 и малый ракетный корабль проекта 22800 петербургского бюро "Алмаз", фрегат проекта 11661 "Гепард 3.9" Зеленодольского ПКБ, а также патрульный корабль проекта 22160 Северного ПКБ.

Наряду с этим мы представляем и гражданские проекты. Это скоростное пассажирское судно проекта А-145 петербургского "Агат Дизайн Бюро", прогулочное судно проекта 03620 Зеленодольского ПКБ.

Что касается строящихся заказов, то МРК проекта 21631 мы уже превратили в большую серию из двенадцати кораблей. Семь кораблей уже сдали. Восьмой находится на сдаче. Продолжаем строительство этого проекта.

Также следует отметить патрульные корабли проекта 22160. Мы работаем над шестью кораблями данного проекта. Два из них уже сдали.

Проект 22800 у нас также достаточно большой. Это пять кораблей.

Над этими проектами мы и работаем на данном этапе. Окончание строительства всех этих проектов запланировано в районе 2023 года. К этому сроку эти проекты должны быть полностью нами реализованы и переданы министерству обороны, либо федеральным службам.

– Когда ожидается спуск на воду первого МРК проекта 22800?

– По проекту 22800 есть сложность с главной энергетической установкой, которую нам обещают поставить в июле следующего года. У нас стоит в плане сдача данного корабля в 2020 году, но всё зависит от поставки главной энергоустановки. Будет своевременная поставка – значит в 2020 году или в начале 2021 года один из этих заказов сдадим.

– Энергоустановку ждёте от "Звезды"?

– Да, от "Звезды".

– На патрульных кораблях 22160 решена проблема с двигателями?

– По проекту 22160 проблема с двигателями решена. Причем, я считаю, очень даже хорошо решена. Коломенский завод поставляет нам достаточно качественные двигатели. Мы уже сдали два заказа –  корабли "Василий Быков" и "Дмитрий Рогачёв". До конца 2023 года мы сдадим всю эту серию.

– Ранее проходила информация, что будут построены четвёртый и пятый пограничные сторожевые корабли проекта 22100. Планируется ли увеличение серии?

– Вы об этом говорите, вы об этом знаете, а я об этом только мечтаю. Мечтаю, чтобы мне сказали: "Александр Николаевич, занимайся 114-м заказом, 115-м и так далее". Пока мы сдали один из заказов – 111-й. Он сейчас несёт службу в Арктике в Мурманске. В настоящее время в Кронштадте проходит испытания 112-й заказ. Надеемся в июле сдать и его. Он будет нести службу в Петропавловске-Камчатском. Усиливаем дальневосточную арктическую группировку. Следующий, 113-й заказ будет сдаваться в июле 2020 года. Там также установлена энергетическая установка Коломенского завода.

Хотел бы особо отметить, что проект 22100 уникален тем, что всё оборудование на нём – наше отечественное. Со 112-го заказа на проекте 22100 мы применили всё отечественное оборудование, т.е. импортозамещение там стопроцентное. Можно сказать "спасибо" санкциям за то, что наше государство обратило внимание и на двигателестроение, и на другие системы.

– Над какими проектами хотели бы работать в ближайшие годы?

– Сейчас и правительством Российской Федерации, и правительством Республики Татарстан поставлены задачи обратить внимание на гражданское судостроение. В этой области у нас достаточно обширная программа, по которой мы работаем. Пытаемся быть "всеядными".

В частности, сейчас мы прорабатываем проекты сухогрузных судов, гидрографических судов и буксирных судов. Пытаемся получить контракты на строительство этих проектов на нашем заводе.

Недавно выиграли тендер на строительство лоцмейстерского судна проекта BLV03. Я уже упомянул прогулочное судно проекта 03620 "Чайка". Мы уже делаем это судно, в августе месяце планируем спускать на воду.

– Сейчас идёт активное обновление промыслового флота. В этой области завод планирует как-то участвовать?

– Мы пытаемся принимать участие в строительстве краболовов. Но, к сожалению, те ценовые параметры, которые указываются, для нас не приемлемы. Мы так же изучаем рынок, мы понимаем, какова реальная стоимость. Кто хочет работать себе в убыток? Главная цель производства, как известно, это извлечение прибыли. Поэтому хотелось бы, чтобы была нормальная цена.

Также мы готовы заняться сухогрузными судами проекта RSD59. И уже работаем в этом направлении. Но здесь опять-таки желания наши и заказчика несколько расходятся именно в плане ценообразования. Если на рынке уже сложилась определённая цена, скажем, например, 969 млн рублей за каждый RSD59, предлагать за такое судно 910 млн рублей…

Мне бы не хотелось, чтобы завод работал в убыток. Если будет нормальная сбалансированная стоимость судна, мы готовы взяться за любые проекты, включая рыболовные и прочие.

– Участие в "Судостроительной корпорации "Ак Барс" как-то помогает заводу?

– Корпорация для того и создавалась, чтобы изыскивать конкретно для нас заказы и думать о нашем будущем. Думаю, что так и будет – корпорация будет успешно работать, и мы будем обеспечены загрузкой на долгие годы.