Алексей Рахманов: Корабелам ОСК по плечу сложнейшие технологические задачи, которые никто в мире не решал


О «грехах прошлого», самом интересном и значимом проекте корпорации, планах и перспективах развития компании ФБА «Экономика сегодня» рассказал президент АО «ОСК» Алексей Рахманов, который стал одним из наставников в конкурсе управленцев «Лидеры России».

- Алексей Львович, уже больше года назад Вы стали наставником в конкурсе управленцев «Лидеры России». Кого бы Вы хотели видеть среди своих подопечных и чему бы Вы хотели их научить?

- На любом серьезном участке работы все зависит от компетентности, смелости и ответственности управленцев – тех, кто принимает решения, а потом отвечает за их последствия.

Нужно иметь голову на плечах и не поджимать хвост при первых трудностях. В первую очередь, именно такие люди нужны ОСК, именно таких людей я хотел бы видеть и среди своих подопечных.

Что же до конкретики, то скажу так. Ни одна компания, находящаяся на конкурентном рынке, не может позволить себе быть неэффективной – это верная гибель. И ключевой инструмент повышения эффективности, кроме широко распространенных лучших практик управления – это следование принципам «бережливого производства». Именно поэтому я предлагал кандидатам в «Лидеры России» сформулировать конкретные шаги по реализации проекта внедрения производственной системы на конкретном предприятии. А также предложить набор индивидуальных КПЭ для топ-менеджмента, ответственного за такое внедрение.

- Считаете ли Вы необходимым возродить институт наставничества, как это было во времена СССР?

- Мы в значительной степени сохранили институт наставничества у себя в отрасли, поскольку специалисты в 60-75 лет являются носителями ключевых компетенций судостроения. Уже много лет на предприятиях ОСК существует практика закрепления возрастных работников в качестве наставников молодежи. Это касается как руководителей, так и специалистов.

К тому же корабел – это профессия зачастую династическая, поэтому отношение к профессионалам, людям, имеющим огромный опыт, не требует никакой социальной либо иной стимуляции. Уважение к ним, к их опыту и заслугам – норма.

- Вы давно и успешно работаете во главе корпорации. Какими качествами, по Вашему мнению, должен обладать современный управленец, чтобы стать успешным лидером?

- Прирожденных лидеров немного. Лидерские качества воспитываются упорством, способностью критически оценить свои действия, тренировкой силы воли.

Для меня лидерство – это, во-первых, умение вести других за собой. Во-вторых, способность к сопереживанию, пониманию потребностей своих подчиненных, своей команды, порядочность и готовность отдавать. В-третьих, желание дать импульс развитию своей компании, своей стране. И, наконец, как я уже отмечал, лидерство – это умение брать на себя ответственность.

- Осенью во Владивостоке Вы отметили, что такого активного спроса на продукцию ОСК не было на протяжении последних 25 лет. Почему сейчас такое внимание?

- Дело в том, что, по сути, впервые за много десятилетий нам есть, что предложить отечественным судовладельцам.

В советское время государство считало, что имеет смысл поддерживать судостроительные предприятия других стран СЭВ. Затем был долгий период безденежья, который при длинных циклах работ в нашей отрасли имел мощнейший отрицательный эффект. Заказчика приучили к мысли, что гражданское судно – это корейское, китайское, любое другое, только не российское!

Все это привело к тому, что, во-первых, многие типы судов, например, круизные лайнеры, пришлось создавать с нуля. Во-вторых, по-прежнему приходится прикладывать огромные усилия, чтобы убедить потенциального покупателя судна в том, что мы в состоянии выполнить необходимую работу. А заказчик все посматривает эдак с недоверием. Но, слава богу, чем дальше, тем меньше. Подписанные контракты с рыбопромышленными компаниями почти на четыре десятка судов тому подтверждение.

- Недавно Вы сказали, что в 2018 году планируете закрыть «грехи прошлого» — проекты, которые копились последние 15 лет. Удалось ли рассчитаться с «грехами»? Речь шла о военных или гражданских судах?

- Речь шла о военных проектах, которые достались нам, условно говоря, «по наследству». Напомню, что период девяностых - начало двухтысячных годов был для отечественного судостроения крайне тяжелым. Многие проекты начинались и из-за недостатка финансирования замораживались. К ним приходилось возвращаться, но уже с учетом изменений требований времени и корректировки военных задач.

Так что мы считаем большим достижением то, что в 2018 году удалось завершить все большие корабельные «долгострои». Был поднят флаг на многоцелевом фрегате дальней морской зоны «Адмирал Горшков», мы передали флоту большой десантный корабль «Иван Грен» и судно связи «Иван Хурс».

Всего же в рамках гособоронзаказа (ГОЗ) флот получил 7 новых кораблей и судов и еще 4 после ремонта. И мы с гордостью говорим, что это 100-процентное выполнение программы ГОЗ 2018 года.

- Есть ли у российского судостроения, если сравнивать с другими странами, преимущество и в чем оно заключается?

- Россия – одна из ведущих судостроительных держав, сегодня в этом нет никаких сомнений. Нашу способность создавать современную боевую технику подтверждают не слова, а, в том числе, контракты со многими странами, которые хотят получить бесшумные подводные лодки и мощные надводные корабли. К сожалению, не могу рассказать подробнее по понятным причинам.

В то же время отечественные корабелы славны не только морским оружием. Мы, например, удерживаем пальму первенства в производстве ледоколов и судов усиленного ледового класса. Достаточно сказать, что первый в мире двухтопливный ледокол построен нашими верфями, и в настоящее время успешно работает в Финляндии.

Мы также считаем своими сильными сторонами производство судов смешанного река-море плавания, а также морских судов среднего тоннажа, в том числе сухогрузов и газовозов. Эти позиции также в листе наших экспортных предложений.

Наконец, перспективным направлением мы считаем строительство нефтегазовых платформ и плавучих ТЭС и АЭС.

В этом году нами совместно с Росатомом была осуществлена доставка первого в мире плавучего атомного энергоблока (созданного нашим Балтийским заводом) в Мурманск, где происходит запуск реакторов и окончательная подготовка к транспортировке на Чукотку. Так корабелы ОСК в очередной раз доказали, что им по плечу сложнейшие технологические задачи, еще не решавшиеся в мировой практике.

- Какой из проектов, которые сейчас находятся в стадии реализации, по Вашему мнению, можно назвать наиболее интересным и необычным?

- Я бы сказал, что самый интересный и значимый проект для корпорации – это проект диверсификации производства. От его успешной реализации во многом зависит само будущее отечественного судостроения. Президент страны обозначил нам задачу – к 2030 году выйти на соотношение 50/50 военной и гражданской продукции, и мы делаем все возможное, чтобы добиться этого показателя. В ушедшем году доля гражданской продукции в общей выручке составила порядка 15,6%. То есть в денежном выражении наш среднегодовой рост выручки от «гражданки» с 2015 года достигает 34%.

Мы стремимся освоить производство самой широкой линейки судов: от плавучих кранов до высокотехнологичной шельфовой техники.

Многие наши в прошлом «военные» верфи уже успешно занимаются гражданской тематикой. «Янтарь», Северная верфь, Адмиралтейские верфи – все они загружены, в том числе заказами на рыболовецкие траулеры и сейнеры.

Всего же в настоящее время законтрактовано или строится 38 судов. Еще 12 судов были сданы заказчикам по итогам 2018 года.

- Когда ледокольный флот получит новые ледоколы для освоения Арктики?

- Нынешний год у нас юбилейный. 60 лет исполнится атомному ледокольному флоту – то есть флоту, который в первую очередь и призван обеспечить работу в Арктике.

И нам радостно, что первенец из тройки самых мощных в мире ледоколов серии ЛК-60 отправится на испытания в 2019 году. Если он покажет себя с лучшей стороны – в чем мы не сомневаемся – то полностью в строй «Арктика» войдет в 2020 году. «Младшие братья» – «Урал» и «Сибирь» - должны последовать его примеру в 2021 и 2022 годах.

А на подходе контракт еще на два судна этого проекта – о его деталях мы уже договорились с Росатомом, и ожидаем подписания документов в самом скором времени.

Также в 2019 году мы намерены сдать ледокол ЛК-25 «Виктор Черномырдин». Параллельно готовимся к конкурсу на создание ледоколов на СПГ - в интересах НОВАТЭКа и Росатома.