Минпромторг протестировал обратную связь с судостроением, отрасль откликнулась


Новый формат обратной связи с самой консервативной отраслью промышленности – судостроением, опробовал Минпромторг России. Около 400 руководителей судостроительных и судоремонтных предприятий, КБ, морских и речных НИИ, управляющих и сервисных компаний собрались 27 февраля в министерском конференц-зале на расширенное отраслевое совещание.

Открывая мероприятие  Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров отметил, что мировое судостроении в последние годы претерпело серьезные изменения, многие из них не в лучшую сторону, сжатие глобального спроса привело к кризису перепроизводства, пересмотру позиций, ориентированных на ускоренный рост водного транспорта. Обращаясь к собравшимся в зале корабелам, министр уточнил: «На этом фоне в России удалось сохранить ваши предприятия, загрузить их заказами, провести техперевооружение ключевых верфей и создать новые мощности. Правительство успешно реализует меры господдержки транспортных и рыболовных компаний для повышения спроса на суда. По проектам, созданным в рамках отраслевой ФЦП и госпрограммы, построены более 60 единиц судов и морской техники, создан большой задел на будущее по перспективным разработкам».

Вместе с тем, перечисляя ряд стоящих перед отраслью непростых задач, Д.Мантуров отметил необходимость переломить ситуацию, когда доля импортного судового комплектующего оборудования составляет 60-70 проц. Нам предстоит закрепить свои уникальные компетенции в области ледокольного флота и освоить критические технологии в таких ключевых сегментах как шельфовая разведка и добыча, транспортировка нефтегазового сырья, обеспечить строительство собственных крупных пассажирских лайнеров и обновленеие внутреннего водного транспорта, подчеркнул он.

С базовым докладом докладом выступил директор департамента судостроительной промышленности и морской техники Борис Кабаков, который представил данные о состоянии отрасли и предложил создать площадку постоянного взаимодействия отраслевых властей и судостроителей по образу и подобию Российской палаты судоходства при Минтрансе.

Заместитель Министра транспорта РФ – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский сделал краткий обзор созданных в последнее десятилетие инструментов государственной поддержки судостроения и судоходства, резюмировав, что к началу 2018 года в этой линейке уже имеются все или почти все необходимые для отрасли меры, от 383-го постановления Правительства РФ до закона ФЗ-305 о поддержке судостроения и судоходства. Отметив, что закон состоялся, Олерский дал прогноз, что в связи с общим снижением стоимости денег центр тяжести в комплексе существующих отраслевых стимулов в ближайшие годы перейдет от лизинга к таким мерам, как утилизационный грант.

В ближайшие 3-4 года значительная часть речного флота будет утилизирована по экономическим причинам и это тоже хорошая база для долгосрочной загрузки работой судостроителей, подчеркнул заместитель министра.

Размеренное течение совещания после выступления замглавы Росрыболовства  Петра Савчука решил прервать министр Мантуров, предложивший трансформировать традиционный отчетно-прогнозный формат конференции в сессию ответов отраслевых руководителей на волнующие корабелов вопросы и проблемы.

Сам же и показал пример, выслушав первую пятерку «ходоков» на предмет претензий и пожеланий к Минпромторгу, поставив задачи подчиненным по их решению или, хотя бы четкому формулированию и сопровождению, если, как это показалось в случае с обращением директора судоремонтного предприятия из Севастополя, проблема находится вне сферы полномочий самого министерства.

По отзывам участников совещания, новый формат взаимодействия со штабом отрасли корабелам понравился, а глава Минпромторга пообещал сделать его постоянным.